2023 - Год педагога и наставника

2023 - Год педагога и наставника

2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. В рубрике #советыПсихолога поговорим о том, что такое быть наставником.

 Наставничество подразумевает создание длительных отношений, которые приносят пользу обеим сторонам, передачу знаний о мире, его особенностях. Оно выводит за рамки ярлыков и стереотипов, и позволяет более внимательно относиться к личности человека, помогая ей развиваться, а также укрепляет отношения между людьми. Наиболее важным фактором является индивидуальный подход в отношениях наставника и подопечного.

Наставничество существовало еще в СССР с 1930-х годов. А в 1960-е - 1970-е и вовсе приобрело массовый характер. Лучшие мастера, опытные технические специалисты, инженеры и рабочие воспитывали и наставляли молодые производственные кадры, помогая освоить все нюансы профессии. Звание наставника было почетным. Наставников награждали знаками отличия, денежными премиями и всевозможными подарками в виде путевок в санаторий. С тех времен утекло много воды, но сам формат наставничества вполне жизнеспособный и подходит в основном молодым, начинающим специалистам, причем как в найме, так и в бизнесе. Причем без разницы в какой нише занят человек - если есть более опытный и менее опытный, их продуктивное взаимодействие в части обмена опытом вполне можно называть наставничеством.

Наставничество — непростое дело, требующее от человека многого. В первую очередь важно, чтобы человек, желающий наставлять других, действительно хотел этим заниматься. Наставник должен обладать такими качествами, как:

1.    Профессионализм. Критерий, позволяющий специалисту обучать других людей - это обладание профессиональными знаниями.

2.    Умение учить и передавать знания. Недостаточно иметь богатый опыт за плечами, чтобы качественно обучать подопечных. Чтобы новые знания усваивались легко и эффективно, наставнику необходимо уметь налаживать контакт с людьми и прислушиваться к их проблемам, быть лояльным и наблюдательным.

3.    Лидерство. Без этого навыка и способности убеждать точно не обойтись. Однако наставник не должен быть слишком самоуверенным и считать, что его методы решения вопросов единственно верные.

4.    Ответственность и организованность. Любое серьезное дело начинается с организации процессов и взятия на себя ответственности за результат. Для этого нужно составить четкий план задач и действий, которые необходимо выполнить двум сторонам в обязательном порядке.

5. Эмоциональный интеллект. Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции подопечного помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели.