«Система «прижилась» в АГНИ»

«Система «прижилась» в АГНИ»

Пандемия коронавируса поэтапно идет на спад, но принятые ранее в образовательном ведомстве решения остаются актуальными. В след за оперативной сменой формы обучения высшим учебным заведениям приходится срочно менять и привычный формат итоговых аттестаций. Началась сессия, впереди сдача ГОСов и защита дипломных работ. В каком формате они пройдут для студентов Альметьевского нефтяного института, пояснил в интервью исполняющий обязанности ректора Алексей Иванов.

- В каком формате будет проходить экзаменационная сессия в АГНИ? Созданы ли условия на портале института?

Зачетно-экзаменационная сессия для студентов выпускных курсов института стартовала еще в апреле, а для невыпускных – в июне. В этом году все они проходят в дистанционном формате. Для этого в вузе разработана система дистанционного образования АГНИ «Цифровой университет». В рамках развития дистанционного образования преподаватели вуза прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе «Организация электронной среды обучения». Завершив обучение, они активно включились в процесс создания электронных курсов по читаемым дисциплинам. Эта работа была продолжена и во время ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

 

- Проработаны ли технические вопросы, которые могут возникать во время зачетно-экзаменационной сессии в онлайн-формате? Создана ли возможность контроля «честного» выполнения заданий?

Учитывая, что дистанционный формат проведения учебных занятий, сдача экзаменов и зачетов, а также защита выпускных квалификационных работ в дистанционном формате – это новое явление в российском образовании, то на начальном этапе пришлось переработать локальную документацию с целью регламентирования процессов, связанных с применением дистанционных технологий. Был доработан контент СДО АГНИ «Цифровой университет». Кроме того, на начальном этапе пришлось оперативно решать вопрос обеспечения ряда студентов и сотрудником института компьютерной техникой.

В настоящее время практически все вопросы решены. К сожалению, при массовом обращении к электронному ресурсу иногда происходит снижение работоспособности ресурса. Думаю, с этим сталкиваются многие образовательные учреждения и не только, так как на это влияет качество интернета.

Как и в традиционной форме, при дистанционном обучении у незначительной доли студентов появляется соблазн представить чужую работу за свою. Но опытный преподаватель практически безошибочно может определить подлог. И студенты, в конечном итоге, это понимают. Что касается экзаменов, то преподаватели также практически сразу понимают студент имеет собственные знания или пытается воспользоваться запрещенными приемами.

 

- Прошло три месяца как обучение в вузе находится в дистанционном режиме. Удалось ли преподавателям и студентам перестроиться? Как проходит взаимосвязь сегодня?

Прошедшие месяцы обучения в дистанционном формате показали, что переход на дистанционную форму обучения в АГНИ прошел в целом без существенных проблем. Возникали определенные сложности в первые несколько недель, когда пришлось массово переводить все дисциплины в электронный формат. При этом у некоторых преподавателей в этом семестре было запланировано по несколько дисциплин. Например, в этом семестре в институте преподавались на разных курсах и уровнях обучения 692 дисциплины. Если в начале семестра электронные материалы в полном объеме были сформированы лишь по 32 дисциплинам, то сейчас по всем дисциплинам имеются электронные материалы в СДО АГНИ. Кроме того, если в первые две недели преподаватели и студенты для обмена заданиями активно задействовали электронную почту, то сейчас значительная доля обмена заданиями и ответами происходит в СДО АГНИ. Наряду с этим для визуального общения используются ряд платформ, таких как Zoom, Skype и другие.

Более того, сегодня институт активно использует дистанционный формат и при проведении профориентационной работы среди абитуриентов. При этом идет активная работа не только со школьниками из населенных пунктов Республики Татарстан, но и близлежащих субъектов России. В дистанционном формате были организованы олимпиады для студентов техникумов. Ведется работа по трудоустройству выпускников АГНИ в дистанционном формате. В новом формате были проведены курсы повышения квалификации для специалистов нефтегазовых компаний.

- Готовы ли студенты АГНИ к защите дипломных и курсовых работ в режиме онлайн? А преподаватели?

Учитывая, что значительная доля студентов при введении ограничительных мер разъехалась, было принято решение готовиться к проведению зачетно-экзаменационной сессии и защиты выпускных квалификационных работ в дистанционном формате. Для этого, были разработаны соответствующие регламенты, проведена подготовительная работа, в том числе по выбору платформ, на которых будут проводиться экзамены и защиты выпускных работ. С учетом того, что более половины членов комиссии – это производственники, то учитывались и их мнения по использованию тех и иных ресурсов.

Все кафедры провели предварительные защиты, выработали порядок проведения промежуточного и итогового контроля. Уверен, что и это испытание мы преодолеем достойно и уже в конце июня наши студенты примут участие во Всероссийском Дне выпускника-2020, который также пройдет в уже привычном для нас дистанционном формате.

 

- Можно сегодня с уверенностью сказать, что электронная среда «прижилась» в АГНИ?

По результатам обучения были проведены опросы среди обучающихся и преподавателей. Более 65% опрошенных положительно оценили переход на дистанционный формат в вузе, высказав пожелания и в будущем активно внедрять в образовательный процесс элементы дистанционного обучения. Поэтому мы для себя поставили задачу за летние месяцы подготовить электронные ресурсы по дисциплинам, которые будут читаться в предстоящем учебном году.

На мой взгляд, принятые меры позволили оперативно решить возникающие сложности и, в конечном итоге, достойно пройти все испытания. Что касается самой системы дистанционного обучения, то можно с уверенностью сказать, что данная система «прижилась» в АГНИ и будет в будущем активно использоваться наряду с традиционным обучением.