Руководство АГНИ с рабочим визитом побывало в Финляндии

В апреле делегация от АГНИ в лице ректора Роберта Нургалиева, первого проректора Алексея Иванова, проректора по организационному развитию Энзе Идиатуллиной и руководителя отдела международных проектов Тимура Зяппарова прошла стажировку «Обучение на рабочем месте. Опыт Финляндии» в городах Миккели и Хельсинки, Финляндия.

Одним из результатов этой поездки стало подписание меморандумов о взаимопонимании с Профессиональным колледжем Южного Саво «Esedu» и Центром малого бизнеса Университета прикладных наук XAMK, которые могут стать основой для развития дальнейших отношений между нашими учебными заведениями и привести к обмену преподавателями и студентами, совместным исследованиям и разработке, а также внедрению программ двойных дипломов. Кроме того, начата процедура подписания аналогичного меморандума с Университетом прикладных наук XAMK как единой структурой.

Помимо этого, само обучение на базе Esedu предоставило ясное понимание структуры финского образования и его отличий от современного российского образования, в том числе в сфере профессионального обучения. В частности, представляется важным использовать в отечественной системе образования финских наработок в сфере взаимодействия работодателя и учебного заведения. В финской системе будущий работодатель с самого начала обучения молодого специалиста помогает определять тот набор компетенций, который действительно будет востребован в его карьере. Акцент делается не на общеобразовательных предметах, а на тех курсах, которые позволят обучающемуся как можно скорее и легче войти в сферу выбранной специальности. Самой главной здесь является концепция «обучение на рабочем месте», которое длится порядка двух лет, в течение которых молодой специалист работает на предприятии под руководством опытного наставника.

Наибольший интерес у российской делегации вызвал тот факт, что для наставника такая нагрузка является бесплатной, однако в процессе обсуждения выяснились следующие преимущества для компании и наставника: престиж и уважение у коллег, возможность формирования преподавательских и управленческих навыков, облегчение рабочей нагрузки за счет выполнения практикантами части объема работ, повышение квалификации за счет прохождения специального обучения на базе Esedu. Кроме того, для компании также очевидны следующие преимущества от использования практикантов: формирование готовых специалистов, которые, скорее всего, придут на работу в данную компанию; дополнительная бесплатная рабочая сила; взаимодействие с учебными заведениями и формирование «заказа» на определенные компетенции. Все это вполне реально внедрить в системе взаимодействия АГНИ с предприятиями-партнерами.

Для членов делегации также было интересно познакомиться с факультативным курсом Esedu по планированию предпринимательской деятельности. Желающие студенты могут пройти этот практикоориентированный курс и научиться следующим важным аспектам предпринимательской деятельности: поиску информации и бизнес-идей; их оценке, развитию и составлению плана реализации; созданию партнерской сети; сбору документации. В конечном итоге студенты сами создают фирмы и начинают зарабатывать деньги. Интересным является тот факт, что законодательство Финляндии позволяет с этими целями создавать «учебную» фирму, которая действует в течение года и не облагается налогом при полученной прибыли до 10 000 евро в год. Возможно, не все студенты, прошедшие этот курс, станут предпринимателями, однако он, безусловно, формирует навыки лидерства, выживания и преуспевания в порой непростой «взрослой» среде. Полагаю, что в АГНИ также будет полезно внедрить данный практический курс с привлечением бизнес-тренеров и успешных бизнесменов.

В дополнение к этому, делегация также посетила XEdu, акселератор стартапов в сфере образования (г. Хельсинки), где ознакомилась с компаниями, разрабатывающими приложения для организации наставничества (менторства), а также платформы для создания учебного контента с элементами игры. В частности, хочется особо отметить компанию Seppo, создавшую универсальную учебно-игровую платформу, которая работает с уровня детского сада до университета и рабочих мест. Участникам обучения продемонстрировали несложную, но весьма увлекательную игру, созданную специально по случаю приезда делегации Республики Татарстан. В случае его внедрения в АГНИ данное приложение, безусловно, будет пользоваться большим спросом как у педагогов-новаторов, так и у всех вовлеченных студентов. Важно, что сам педагог может легко создавать неограниченное количество таких образовательных продуктов как с привязкой к различным геолокациям, так и без нее.

Тимур Зяппаров, начальник отдела международных проектов, участник стажировки.